В комментариях к предыдущей серии нашего цикла о гражданской войне между конкистадорами в Перу XVI века возник вопрос: а не была ли битва проиграна альмагристами до начала? Что ж, давайте разбираться в событиях 6 апреля 1538 и их последствиях. Армии писарристов и альмагристов наконец сошлись возле Куско, из-за которого вся катавасия началась...
Напомню, что армия братьев Писарро (глава "семейного подряда" Франсиско не участвует, он остался в Лиме) насчитывала около 700 человек — при 12 пушках и большом количестве аркебуз. Где-то 500 альмагристов под началом самого Диего де Альмагро и Родриго Оргоньеса имели мало стволов и только 6 пушек — но зато обладали большим количеством лошадей. На стороне писарристов также был опыт нескольких ярких офицеров в Итальянских войнах, с чем у альмагристов обстояло похуже: они в основном учились воевать именно против индейцев. У всех было довольно неплохо с бронёй, но опять же: у писарристов лучше.
Конечно, с обеих сторон были представлены и индейцы, однако сведений как об их числе, так и о роли в сражении маловато. Есть оценки, по которым за Альмагро было до 5000 инков, за Писарро — чуть поменьше. Вероятно, их сражение шло несколько отдельно от битвы между конкистадорами. Большого значения всё это не имело, в значительной степени индейцы на месте исполняли роль, хм, этаких "болельщиков".
В целом командование писарристами осуществлял Эрнандо Писарро. Его брат Гонсало вместе с Вальдивией (это, напомню, участник битвы при Павии) начали действовать первыми: с основным ударным отрядом пехоты они пересекли ручей, разделявший армии, но скоро застряли на заболоченном участке под огнём пушек противника. Тем временем аркебузиры открыли огонь по пехоте Альмагро (как утверждается, идея Вальдивии о стрельбе "книппелями" по пикам сработала).
Пользуясь тем, что пехота не дрогнула под пушечными ядрами, а аркебузиры хорошо отработали по вражеской пехоте, Эрнандо Писарро решительно пошёл вперёд во главе конного отряда. Навстречу ему конницу альмагристов повёл Оргоньес.
При этом Эрнандо Писарро и Педро де Лерме (напомню, это тот самый офицер Алонсо де Альварадо, который ранее перешёл на сторону Альмагро) довелось лично сойтись в конной сшибке. Оба они были, скажем прямо, не Баярдами — опыта в таком способе ведения боя имели мало, так что удары другу другу нанесли неуверенно. Впрочем, вполне результативно. Эрнандо поразил врага в бедро, нанеся Лерме очень тяжёлую рану. Хотя копьё Лермы задело седло и ранило лошадь, оно также как-то умудрилось воткнуться Писарро в живот.
Ранения были серьёзными, но для обоих смертельными не стали.
Тем временем Оргоньес оказался в окружении писарристов — обычно пишут, что он попытался сдаться и при этом тут же был убит. История тёмная, но так или иначе — важнейшего офицера Альмагро потерял в разгар боя. Сам Диего де Альмагро в битву не лез: будучи человеком немолодым (лет около 60) и больным, он наблюдал за ходом сражения с холма.
За примерно два часа боя стало ясно, что альмагристы явно терпят поражение: прежде всего из-за тотального огневого преимущества писарристов. Альмагро решил, что пора спасаться — погибло около 120 его бойцов, прочие действовали беспорядочно и некому было их организовать.
Возможно, если бы Альмагро бросился вперёд — то сумел бы переломить ход битвы. Или хоть погиб бы красиво. Но он предпочёл укрыться в Саксайуамане — храмовом комплексе, фактически представлявшем собой крепость (именно там во время осады Куско индейцами погиб Хуан Писарро). Однако его быстро нашёл и захватил в плен Алонсо де Альварадо — сам недавно бежавший из плена альмагристов.
В общем, бой быстро завершился победой писарристов. Раненый Педро де Лерма скоро был убит, а Альмагро от немедленного линчевания спасли чудом. Его поведение в плену описано с точки зрения писарристов — и настолько негативно, что доверять тем свидетельствам трудно. Из биографии Альмагро ясно, что он был кем угодно, только не трусом — свидетельства о том, как он якобы умолял Эрнандо Писарро пощадить его, видятся мне сомнительными. Хотя весьма вероятно, что Альмагро упирал на "я-то не хотел такого поворота событий, это Оргоньес и прочие виноваты прежде всего". Всё же он действительно во многом оказался заложником своих радикальных сторонников.
Альмагро всё-таки решено было казнить: напомню, ожидался приезд эмиссаров из Испании, и братья Писарро едва ли могли позволить Альмагро высказывать им свою позицию. Однако поступили довольно странно. Сначала казнь решили провести тайно — и задушили Альмагро гарротой (типичный для испанцев способ казни) в камере. Это могло дать возможность утверждать "ну умер и умер, чего бухтеть-то". Однако затем тело всё-таки вынесли на одну из площадей Куско и прилюдно обезглавили. Случилось это уже 8 июля 1538.
Вполне вероятно, что Франсиско Писарро об этом не только не отдавал приказа прямо, но даже не знал до своего приезда в Куско уже позднее. Но опять же: нарратив о том, как горько он сокрушался о смерти бывшего друга, мне видится сомнительным.
Казалось бы, успех: Альмагро мёртв, самый одиозный его сторонник тоже. Но вы знаете, что войне идти ещё 16 лет, до 1554. И со смерти Диего де Альмагро самое интересное только началось.
Причина тому должна уже быть читателям ясна: во всём случившемся теперь предстояло разбираться Совету Индий. Братья Писарро понимали: хотя Альмагро мёртв и его армия вроде бы разбита, живых сторонников убитого до сих пор полно. Вырезать их всех — не вариант. По крайней мере — не в ситуации, когда продолжается восстание инков под началом Манки Капака II.
В конце концов, даже не все писарристы сочли казнь Альмагро справедливой.
Так что было очевидно: версии метрополии представят разные. "Разбор полётов" не выйдет простым. Как он проходил — выясним уже в следующей серии. Очень скоро драматические события развернутся как в Испании, так и в Перу.
Напомню, кстати, что у Альмагро остался 17-летний сын: тоже Диего де Альмагро по прозвищу El Mozo, рождённый индианкой. На его фигуру пока никто как-то не обращал внимания, но совершенно напрасно.
#конкиста@grand_orient #XVI_век@grand_orient