Ну что же, в прошлой серии цикла о гражданской войне конкистадоров в Перу мы добрались до битвы при Лас-Салинас, которая состоится 6 апреля 1538. Битва ну очень важная, и для начала нам с вами надо рассмотреть армии, которым на этот раз предстояло сойтись. Если в прошлый раз Диего де Альмагро заведомо имел преимущество, то теперь всё обстояло сильно иначе.
Альмагро и Оргоньес могли рассчитывать примерно на 500 человек, и хорошо в ней было разве только наличие большого числа всадников (пишут даже, что аж до половины, хотя это скорее преувеличение). Имелось 6 лёгких орудий, но в пехоте огнестрельного оружия резко не хватало: почти все там были вооружены пиками. Помимо Оргоньеса, основными командирами были уже знакомые вам Лерма и Ольгин, недавно переметнувшиеся к Альмагро, а также выпущенный писарристами Гомес де Альварадо и всё тот же Франсиско де Чавес (напомню, тут два человека с одним именем по разные стороны).
Штаб его был, честно говоря, не очень-то блестящим — почти никто там не имел опыта войны за рамками Конкисты, а теперь-то биться предстояло уже вовсе не с индейцами.
Армия Эрнандо и Гонсало Писарро насчитывала где-то человек 700, при том в ней было меньше конницы — зато хватало аркебузиров. Неясно, сколько их было точно, но судя по наличию сразу двух капитанов таковых — порядочно, так как недавно приличное количество стволов привезли из Испании (благодарить за это стоит ветерана Итальянских войн Педро де Вергара).
С ветеранами боёв против французов в Италии обстояло на стороне Писарро вообще хорошо. Не только тот же Педро де Кандия был участником битвы при Павии, но и занимавший ныне среднюю командную должность Педро де Вальдивия — тот самый, что всё-таки успешно начнёт завоевание Чили, что ранее не удалось Альмагро. Раньше-то людей с таким опытом в Конкисте было крайне мало, но теперь конфликты в Италии породили вполне достаточно персонажей, научившихся воевать, но считающих малоперспективным для себя строить карьеру в Европе.
Подходили к вопросу "биться с противником, воюющим по-европейски" серьёзно. Как раз к этой битве относится история про "серебряные доспехи" — их не делали из чистого серебра, конечно, но вроде бы придумали некий сплав с медью, которой у инков хватало (а вот с нормальным железом в Америке пока, в общем, никак). В те же кассу пошла идея (вроде бы внёс её Педро де Вальдивия) палить по пикам врага двумя пулями, скреплёнными проволокой: прямо как книппели корабельной артиллерии. Такие патроны для гладкоствольного оружия и сегодня существуют — в формате развлечения. Не очень понятно, насколько идея сработала (широко она никогда не применялась), но есть утверждения, что толк был.
Заодно для кавалерийских копий пошили чехлы, крепящиеся к седлу, в которые вставлялось древко: чтобы обеспечить сильный удар в ситуации, когда броня в противника есть, а великого мастерства в рыцарских делах никто особо не имеет.
Кстати, пушек у писарристов было вдвое больше: дюжина.
Короче говоря, подготовились писарристы хорошо, что определённо заслуга и самого Франсиско Писарро (он, как я уже отмечал, имел некий военный опыт, но лично не командовал теперь по здоровью: ему было около 60 лет), так и весьма толковых людей на его службе.
Причём армия не ломанулась в бой сразу с горных перевалов: братья Писарро совершили манёвр с целью пополнить припасы и дать людям более-менее восстановиться. Местом для боя в итоге выбрали равнину где-то в 5 километрах от Куско: сейчас это уже пригород.
Альмагро в общем-то понимал, что положение у него не очень и шанс проиграть велик. Он подумывал о новых переговорах, однако альмагристы этого порыва не поняли. Особенно кровожаден по обыкновению был Родриго Оргоньес, который винил Альмагро за ошибку с освобождением Эрнандо Писарро и накачивал всех идеей "теперь только воевать".
Так что битва всё-таки состоялась. Как именно — обсудим завтра, хотя вы уже наверняка догадываетесь: ничего особо хорошего альмагристов не ждёт. Хотя, с другой стороны, война-то всё равно только начинается.
#конкиста@grand_orient #XVI_век@grand_orient